Отчет Крым Ай-Петри май 2007

Отчёт составила: Дёмина Света

Долго ждали,… наконец собираемся!

прежде чем начать рассказ….

Состав команды: первая машина: Вексельман Александр (Века), Дёмина Света (Светик), Глушко Сергей (Тю), Вилков Андрей, Скопенко Паша; вторая машина: Шевчук Сергей (Ёжик), Полищук Денис (Дюня), Макс (Пожарник), Андрей (по ремонту машинных дел - мастер); третья машина: Кирил, Скрыпник Таня (Нюша), Подруцкая Наташа; четвёртая машина: Владислав (Жуков), Вишнякова Таня.

Договор был, что все примерно в 6,00 утра 30 апреля 2007 г. выезжают из Одессы и встречаются на Ай-Петри.

29 апреля
Первая машина, в которой собственно я и ехала, была упакована у Андрея дома ещё до 18.00. Сидим, скучаем, пиво пьём. И тут Века говорит (хозяин и водитель машины, запрессованной нашими рюкзаками): «… У меня чемоданное настроение, может, поедем в ночь, а то я всё равно не высплюсь?» Ну, я понимаю, мы пьём пиво, но Века же нет. Мы его естественно поддержали. По дороге в Крым остановились у меня дома, на окраине города, на ужин и уже в 22,30 выехали из города.
В этот же день Саша (Доктор), выехал из Одессы на поезде в Симферополь. Мы по дороге его обогнали, и ещё хотели посмеяться над ним и встретить его в Симферополе, но передумали, долго ждать бы пришлось т.к. в 2.00 часа ночи уже въехали в Крым.
30 апреля
Поднимались на Ай-Петри со стороны Бахчисарая. В 6.15 утра были в Чай – Хане, где хозяин это наш с Серёжей знакомый. С Одессы я позвонила ему и заказала на обед шашлыки, и сказала, что мы выезжаем в 6,00 из Одессы. Каково же было его удивление, когда он увидел нас, столь рано.
Немного подремав, съездили за мясом и алкогольным инвентарём. Во время и после вкусного обеда, общались и делились впечатлениями о спелеологической кочевой жизни.
После нашего обеда подтянулись остальные машины, и мы выдвинулись на плато к пещере «Каскадная». В связи с сильным туманом, проливным дождём мы не смогли найти дорогу к пещере, для машин. Денис по GPS-у подходил к пещере, а мы кружили вокруг неё по дорогам, но так и не нашли подъезд. Уже темнело, и мы решили переночевать на живописной поляне. Так и сделали, разбили лагерь и после ужина, ну конечно не все рано, но легли спать.
1 мая – С днём рожденья меня.
Утро замечательное, никакого намёка на дождь или туман. Погода как по заказу, солнышко светит, птички поют, подснежники цветут, ну и всё такое.
Утром Века с Пашей и Андреем заливались хохотом, когда рассказывали. Ночью, когда их сон окреп, их разбудили неизвестные две пьяные мужские особи с вопросом: «Где наша трёх литровая банка с берёзовым соком?». Ответ с просоня понятен: «Не знаем мы не про какую банку!?!». И действительно недалеко растут берёзы, и под одной из них стояла банка с соком.
После завтрака и поздравлений меня, Ёжик и Дюня сели на мопед, который привёз Жуков, и отправились на поиски дороги к пещере. Как оказалось, мы по одной из дорог вчера просто не доехали, но и не удивительно т.к. в тумане и в дождь «Это» не было похоже на дорогу. А к утру дождь стих и «Это» уже стало напоминать дороги.
Пока ребят не было, мы свернули лагерь, и в этот момент на горизонте показался лесник. Он осмотрел место нашей ночёвки (нет ли мусора, кострища) и спросил кто такие, что мы делаем здесь, и объяснил, что мы находимся на территории заповедника. Мы ему ответили, что просто туристы и вчера заблудись в тумане, а сейчас ищем дорогу обратно. «Да, туманы тут сильные, можно долго в них блукать!», - с гордостью произнёс лесник.
Когда он уехал, вернулись ребята, и мы начали переезд к пещере. Желающие пошли пешком, остальные продолжили на машинах. А пешком даже быстрее оказалось. Я во второй раз на Ай-Петри, но первый раз гуляю по плато, впечатлений море.
Поставили лагерь, познакомились с соседями. Ребята из Питера, тоже приехали в пещеру Каскадная. Мы узнали их планы и естественно, было решено, дружить лагерями. Как оказалось, что они сделали навеску до перемычки (150 м.), верёвки у них хватало лишь провесить до нового дна, тогда мы решили провесить до старого дна, дабы пройти всю пещеру и получить от посещения её максимум. На вечер пригласили ребят к нашему костру.
В 17.00 Дюня, Наташа и Века отправились навешивать от перемычки до старого дна. Вернулись они в 21.30, и мы уселись возле костра, праздновать мой день рождения и узнавать первые впечатления о пещере (Наташа и Века в Каскадной впервые, Дюня был в 2000 году).
К нам присоединились ещё 4-ре Питерца. Мой Серёжа в этой романтической обстановке сделал мне предложение выйти за него за муж. Мы вместе почти семь лет и конечно я не могла ему отказать.
День и вечер – удались.
2 мая – Танюшин день рождения.
Утром поздравили Танюшу с Днём рождения. Решили, кто, чем будет заниматься. Дюня и Ёжик в 10.30 отправились с перфоратором переделывать навеску Питерцев до перемычки. Вышли они в 15.00.
Во время их отсутствия мы тренировали на дереве Андрея и Макса, которые, до этого не висели на навеске.
Я (Светик), Тю, Андрей, Паша пошли на старое дно занести ПБЛ. С нами пошли Жуков и Кирилл до перемычки – прогуляться. Да пещера впечатляет и размерами, и существенным отличием от пещер на Караби – Яйла. На дне мы встретились с Питером, они допивали чай. Пока они начали подъём, мы прогулялись по дну. В лагерь мы вернулись в 22.00.
И снова ужин, и обмен впечатлениями.
3 мая.
Утром подкорректировали планы на день. Как оказалось ни кто из тех, кто никогда не был в пещере, в ПБЛ идти с ночёвкой не хотел. Узнали планы Питера, что б с ними не пересекаться и не мешать друг другу, отложили выход на 16.00, к нам присоединились ещё Кирилл и Настя из Питера.
Утром Наташа и Ёжик ходили в найденную вчера пещеру – провели навеску, пещера – 25 метров. На прогулку в пещеру 25 метров сходили: Таня, Влад, Кирилл, Макс и Андрей. Макс и Андрей прошли её успешно, без проблем провели выемку.
Дюня, Макс и Века – нашли какую то пещеру и до обеда её копали.
16.00 вышли мы из лагеря. До нового дна спускались не очень быстро, как мы узнали на дне Кирилл из Питера до этого не был в пещерах, и чувствовал себя не очень уютно. Но да не беда, мы его подбадривали и всячески помогали. На дне мы погуляли, перекусили. Даже не чувствуется, что над тобой такая толща земли. Ощущения замечательные, но пора на вверх. Прямо сказать путь на вверх, до перемычки был долгим. Дюня и Настя убежали вперёд. А мы с Серёжей передвигались за Кириллом , так медленно, что успевали покурить и передохнуть. Но это всё не беда – ведь когда, то и мы нечто подобное проделывали, правда, вот только нас не пускали сразу на такую глубину, но главное, что он переборол и страх, и усталость, и холод и мы в темпе «Черепашки» добрались до старого дна. На дне уже стоял чай на примусе и Дюня с Настей поставили палатку, и натянули репы для сушки вещей.
Кирилл был со своим ПБЛ-ом, он даже отказался было кушать, но мы его упросили, что хоть что-то, но съёсть необходимо. Мы поужинали, Кирилл выпил глоток коньяка и, презентовав нам фляжку – пошёл спать. Мы же вчетвером залезли в палатку, развесили мокрые вещи и ещё около часа общались и угощались – коньяком. Надо сказать, что мы даже и не думали брать с собой спиртное, но эта фляжка как подарок после трудного дня. Кирилл – большое СПАСИБО!
4 мая.
Спалось хорошо, даже тепло. Честно говоря, это первая ночь, когда я не замёрзла. Мы проснулись от шума камней, сначала думали, что показалось, ведь в это время в пещере никого не должно было быть, но шум и камни приближались. Конечно они не долетали до нас, но падали на дно неподалёку от того места где мы брали воду для технических нужд.
Позднее мы узнали, что это спешит увидеть нас один из ребят из Питера. Тоже мне Бетмен. Он пришёл один, странно как его руководитель отпустил – естественно поинтересовались мы, на что он ответил, что сказал руководителю, что хочет прогуляться на дно и узнать как там ребята, а желающих с ним нет, то вот, он и пришёл сам.
Мы позавтракали и начали собирать лагерь. К тому времени как подошли к навеске услышали родные голоса. Одесситы!: Жуков, Века, Паша, Таня и Кирилл спускались к нам. Мы с ними разминулись и вышли на вверх уже к 15.00 часам.
После обеда навеску первого колодца Наташа и Ёжик снова переделали (вот уж дорвались до перфоратора). Что ни день, то новая навеска.
5 мая.
В 11.00 Макс и Настя (ей видно понравился наш коллектив) отправились на выемку от старого дна до перемычки. Это у них замечательно получилось. Макс был в восторге от пещеры. Но пришёл он в лагерь один. Так получилось, Что Настя на перемычке встретила своих и решила с ними остаться, они снимали видео.
В 12.00 Ёжик, Наташа, Таня и Паша вышли из лагеря, до нового дна. Дюня отправился на край плато на фото – сессию.
Макс в лагерь пришёл в воодушевлении. Мало того, что он впервые в пещерах, во вторых доверили выемку и у него получилось, а в третьих на перемычке (глубина 150 метров под землёй) Питер снимал видео вернее фильм, пел на гитаре и всякое такое, чего Макс себе в пещере и представить не мог.
Когда вышли остальные у них тоже сложились замечательные впечатления. Вот ты выходишь из пещеры уставший, мокрый, замёрзший и тут вдруг музыка, ну думаешь всё, а нет Питер…
Наташа говорит: - «Всю жизнь мечтала выходить под музыку из пещеры!». И вот дождалась, а выше от перемычки высокий колодец в нём получается акустическое звучание.
6 мая.
Наташа навесила пещеру Зюка. Её посетили Паша и Андрей. Макс с Питером отправился в Каскадную на новое дно. Когда он вышел эмоции переполняли его, он делился впечатлениями. А мы только и могли, что хвалить. Вот молодец!: первый раз повисел на дереве, потом сходил в пещеру на 25 метров и сразу на старое дно на выемку, а на следующий день на новое дно – ну «Монстер». Но в этом весь Макс, он быстро перекусил и отправился помогать Дюне и Владу с Векой копать найденную пещеру, интересно какие у него батарейки?
После обеда Андрей и Тю пошли, в Каскадную. Питер должен был снять навеску со старого дна до перемычки, а наши до выхода. Вернее не снять, а заменить нашу верёвку на Питерскую, т.к. нам завтра уезжать, а Питер ещё на день остаётся.
7 мая.
12.00 часов дня лагерь собран. Попрощались с Питером и с нашими. Четвёртая машина отправилась назад в Одессу. Вторая и третья отправились в пещерные города, а наша на Караби!
Забегая вперёд расскажу, что наши, пробыли на Чуфут-Кале несколько дней и получили массу новых замечательных открытий и впечатлений.
Чуфут-Кале – широко известный в Крыму пещерный город – расположен на плато горного отрога, возвышающегося над тремя глубокими долинами. Исследователи считают, что эта крепость принадлежит византийской эпохе IV века, другие же относят начало её существования к Х – IX векам. В письменных источниках город упоминается в XIII веке под названием Кырк-Ор (Сорок укреплений). Первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV веке превратил его в свою укрепительную резиденцию. В XVII веке татары покинули этот город, где остались жить только караимы – потомки древних тюркоязычных хазар. В VIII веке хазары переняли от пришедших в Крым израильтян иудейскую религию и, смешавшись с ними, образовали этнос караимов. Татары считали караимов евреями, поэтому крепость стали назвать Чуфут-Кале (с тюркского – «Иудейская крепость»). Караимы прожили в крепости более 200-т лет, а к середине XIX века она прекратила своё существование. Сейчас же это превосходный памятник, с каменными дорогами и вырубленными в камне ступеньками, гротами, полувисящими домами, древними рукописями. Каменные столы, скамьи и глиняные кувшины замерли в ожидании туристов, могильники с захоронениями воинов погибших в Крымскую войну 1854 – 1856 гг. Так же развалины мечети и сохранившееся в хорошем состоянии здание мавзолея.
Архитектура Чуфут-Кале несёт традиции от позднего средневековья до восходящей античности. Караимы были великолепные каменотёсы и градостроители. В 1820 году И.М. Муравьёв-Апостол после посещения Чуфут-Кале был под впечатлением и написал: «Венеция – водяной город. Чуфут-Кале – воздушный… Жилища караимов подобны орлиным гнёздам на вершине крутой неприступной горы.» По моему лучше и не написать на этой ноте остановимся, а хотите узнать больше поезжайте и увидьте.
На Караби мы приехали в 15.00. Нас встретил Денис из Хмельницка. Расстаёмся с Векой на несколько дней, он остаётся жить на Метеостанции проходить семинар по спасательным работам, которые проводил Касьян Юрий Михайлович, а мы переезжаем в лагерь Хмельницка, что недалеко от пещеры Крубера.
После ужина, мы ещё немного посидели «под гитару».
8 мая
После завтрака собрались и отправились в пещеру Виола. Там снимали видео фильм и фотографировались. Виола – это один из Эгиз-Тинахов, пещера объёмная и красивая. Дно - липкая глина и грязь, здесь видно, как в паводок вода поднимается до нескольких метров. На дне замерли в причудливых формах сталагмиты. В дальней части есть ванночки и разноцветные натёки. Потом Денис, Тю, Андрей и Паша пошли в пещеру Дублянского, а я и двое Хмельничан в лагерь.
Вечер. Ужин. Гитара. Кальян.
9 мая
Доброе утро. Всех с праздником. Пора прощаться с Хмельницким, у них сегодня поезд домой. А мы остаёмся одни вчетвером. Немного понежившись на солнце. Я, Андрей и Серёжа отправились в квадрат. По дороге зашли на ванночки принять ванну. Солнце в зените, вода прохладная, да и вообще как можно ходить в пещеру с не помытой головой. В общем, помылись, высохли и пошли в пещеру, которую мы окрестили «Северный крест». Глубина почти 30 метров, в ней есть ванночка с водой и на дне натёки. Когда построили топосъёмку, то в плане вырисовался явный крест. Также отсняли рядом находившуюся пятиметровую пещеру и ещё немного погуляли по квадрату в поисках новых.
В лагерь вернулись дотемна.
10 мая
Погода прекрасная, травка зеленеет, солнышко блестит, птички нам с весною песенки поют.
Оставляем Серёжу дежурить, и идём на Каратау. Андрей и Паша впервые на Караби, а вид с Горы им ну очень понравился. На небе лишь редкие, белоснежные, воздушные облака. Сверху видно, всё до горизонта. Гуляли по вершинам лишь несколько часов, обозревая открывшиеся взору красоты. Замёрзнув от сильного леденящего ветра, спустились вниз. На обратном пути заскочили на Метео, поздороваться и узнать как там семинары.
Ужин и конечно гитара и кальян.
11 мая
Времени остаётся всё меньше, а планов хоть отбавляй. На этот раз дежурит Андрей, а мы идём в квадрат. По дороге идётся легко, прохладный ветерок обдувает нагретое солнцем тело. В квадрате мы продолжили поиск новых пещер и одну отсняли (глубина почти 25 метров). Пещера интересная, находится на борту воронки. Вход в камнях поросших мхом. Одна часть пещеры в натёках, другая состоит из небольших острых перьев.
Весь вечер прошёл примерно также как и вчерашний.
12 мая
Последний день на Караби. Решили не мудрствовать лукаво, а пойти в пещеру Крубера. Серёжа дежурит, а я с ребятами пошли в пещеру. Красивый зал под названием «Зал Молодожёнов», мы излазили вдоль и в поперёк. Воды в озере было намного меньше, чем я наблюдала в прошлом году.
Во втором зале, где есть озеро, напоминающее ракушку, воды также как и всегда до краёв, лишь небольшие ванночки сухие.
Вернувшись в лагерь и после обеда, принялись за уборку территории, завтра домой.
Вечерело… В нашем лагере не нарушают традиций!
13 мая
Мы были на Метео, как и обещали Веке в 13.00. Но он с очередных занятий вернулся лишь к 14.00. Пока упаковались, пока попрощались, время неумолимо летело вперёд. И лишь поздно ночью мы приехали домой в Одессу. По дороге Века и Андрей менялись за рулём, что облегчало дорогу.